1 Б КЛАСС ТРОИЦКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ШКОЛЫ

1 "б" Троицкой православной школы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О первоклашках

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Думаю. это может нам всем пригодиться
Глава из книги православных педагога и психолога Медведевой и Шишовой "Что бы ребенок не был трудным".

  ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Но вот, наконец, долгожданный рубеж перейден. Ваш ребенок — первоклассник. Прозвенел первый звонок. Мамы утерли слезы, набежавшие на глаза при мысли о том, как быстро летит время. Наступили школьные будни.
Неужели главные трудности позади? Эх, если бы так...
Даже для самых подготовленных детей первые месяцы пребывания в школе обычно бывают стрессом. Ребята становятся
раздражительными, тревожными, плачут по пустякам. И это понятно: психологическая нагрузка в школе не сравнима с тем,
к чему ребенок привык в детском саду и уж тем более в семье. В школе и народу гораздо больше (особенно это заметно на переменах, когда все ребята из разных классов высыпают в коридор), и шумно, и очень многое в новинку, и напряжение на уроках сильнее, чем в подготовительной детсадовской группе или в мини-лицее.

Кроме того, не надо забывать, что в саду «подготовишки» были старшими и соответственно ощущали свое превосходство над остальными. А в школе они внезапно оказываются в самом низу возрастной лестницы. Причем над ними не два, не три, не четыре «этажа», а целых десять! Это подавляет. Ребенок теряется, чувствует себя лилипутом в стране буйных, громогласных великанов. В результате первоклассники нередко впадают в школе в состояние некоторой прострации, заторможенности. Оно, это состояние, служит им своеобразной психологической защитой от непосильной нагрузки. Дети могут забывать элементарные вещи, «считать ворон», не отвечать даже на самые простые вопросы учительницы. И если вовремя это не преодолеть, защитная броня может стать почти непробиваемой.

В первом классе тяжело приходится не только непоседам, но и детям, по природе флегматичным, вяловатым. Особенно если у учительницы холерический темперамент. Медлительные дети под напором активного взрослого затормаживаются еще сильнее, а взрослому кажется, что ребенок нарочно тянет с выполнением задания, испытывая его терпение.
Избежать подобных трудностей можно, хотя и непросто. Самое главное, чтобы в начальных классах у ребенка была добрая и, главное, терпеливая учительница. Все остальное приложится. В крайнем случае школу вы потом поменяете.
Следите за собой. Ни в коем случае нельзя создавать ажиотаж в начале учебы: ребенка это травмирует. А то, сходив на собрание, где педагоги стараются нагнать страху на родителей, чтобы те относились к школе ответственно, мамы и бабушки часто впадают в панику. А их нервозность мгновенно передается детям. «Вдруг я что-то забуду, не успею? Вдруг у меня не получится?» — эти вопросы будут преследовать первоклашку круглыми сутками. Он начнет вскакивать по ночам, боясь опоздать в школу. И, разумеется, будет опаздывать, потому что не выспится и утром не сможет быстро собраться. Некоторые дети так волнуются, что не способны съесть на завтрак ни кусочка. А при попытках их накормить у бедняг подступает к горлу тошнота. От голода же (и главное, от страха!) у них начинает кружиться голова.
Они плохо соображают и ляпают ошибку за ошибкой. Таким образом, боязнь неуспеха оказывается вполне оправданной! Круг замыкается. Поэтому остерегайтесь разговоров о том, как трудно учиться в школе, не «гоните волну», иначе она захлестнет с головой всю вашу семью. В главе о медлительных детях я писала, что имеет смысл облегчить их жизнь, покупая им одежду и обувь, не требующие долгого застегивания и зашнуровывания. В первом-втором классах эти принципы, на мой взгляд, целесообразно перенести на всех детей, независимо от их темперамента. Беднягам и так приходится одновременно осваивать в школе столько сложных вещей. Пусть хотя бы в бытовом плане трудностей
будет поменьше.
Теперь о портфеле. Важно приучить ребенка собирать его накануне. Не надо настаивать, чтобы сын или дочка с первых же дней учебы делали это самостоятельно. Поначалу большинство детей тратит на приготовления к школе достаточно много времени, и это может набить оскомину. Однако не берите на себя все сборы целиком. Родителям следует выступать лишь в качестве помощников, а затем — контролеров. Иначе ваши дети окажутся как бы ни при чем.

Отредактировано Starodub (2011-09-06 18:51:33)

0

2

Спасибо!!!!

0

3

Продолжу... :)

ЧЬЕ ЭТО ДЕЛО — УРОКИ?

Об уроках мы еще успеем поговорить поподробнее в другой главе. Пока скажу лишь, что с первых дней учебы важно сформировать у ребенка правильное отношение к домашним заданиям, которые они получают в школе.
Дети должны твердо усвоить, что учатся они не для вас, а для себя, и, соответственно уроки — это их личное дело.
Помогать им, разумеется, нужно, но так, чтобы приготовление домашних заданий не перекладывалось на ваши плечи. Иначе говоря, у ребят должна создаваться иллюзия, будто они свободны в своем выборе: делать или не делать уроки. Но именно иллюзия, поскольку отказ от приготовления уроков должен сопрягаться с отказом от развлечений. А это для детей
совсем не привлекательно.
Поясню на примере. Недавно ко мне обратилась мать с жалобой на то, что ее восьмилетний сын Федя безответственно относится к школьным заданиям (жалоба весьма распространенная в наше время).
— За уроки его усадить почти невозможно! — жаловалась она. — Пока уговоришь, полдня пройдет. А сядет — постоянно
отвлекается, норовит удрать. В тетради ошибка на ошибке, хотя парень умный и, если захочет, все сделает в две минуты.
Здесь что ни слово, то ключ к разгадке. Федя давно и прочно вбил себе в голову, что учится он для мамы, и все эти школьные глупости нужны только взрослым. А у него есть дела поважнее. Куда он «норовит удрать»? Уж, наверно, не к пылесосу или к раковине, полной грязной посуды.
— Скажите, пожалуйста, а если к нему должны прийти гости, Федя тоже тянет с уроками? — спросила я.
— Да что вы! Он ведь прекрасно знает, что я их не пушу, если у него уроки не сделаны, — ответила мать и сама изумилась,
впервые усмотрев тут какую-то взаимосвязь.
С первоклассниками, конечно, поначалу приходится сидеть рядом, напоминая им правила ведения записей в тетради, под-
сказывая, как держать ручку, куда положить локти и т.п. Все это для них в новинку, и удержать в памяти столько нового они часто не в состоянии. А главное, нужно постоянно ободрять малышей. Ведь в первые месяцы каждая помарка в тетради кажется им вселенской трагедией. Когда ребенок освоится, втянется в учебу, можно потихоньку отодвигаться в сторону, но все равно в начальной школе важно держать приготовление уроков под неусыпным контролем. Конечно, он
должен быть ненавязчивым. «Нависать» не надо. Ко второму-третьему классу постарайтесь, чтобы ребенок обращался к
вам лишь при каких-либо затруднениях, а все остальное, что ему по силам, делал самостоятельно. Но проверять качество
приготовления уроков, безусловно, необходимо.
Ну и, конечно, детям нужно давать возможность хорошенько отдохнуть после школы. Логика: чем быстрее отмучаешься,
приготовив уроки, тем будет лучше для тебя (по принципу «сделал дело — гуляй смело»), в корне порочна. Свое дело они сделали в школе и имеют право на отдых. А малыши-первоклашки, для которых учеба — дело новое, трудное и ответственное, заслужили этот отдых вдвойне.

Г л а в а 2 8
ЧТОБЫ УРОКИ НЕ БЫЛИ В ТЯГОСТЬ

Ох уж эти уроки! Сколько слез пролито из-за них детьми, сколько нервов истрепано взрослыми! Это одна из самых распро
страненных родительских жалоб, звучащих в кабинете психолога.
— Засадить сына за уроки невозможно. Все время у нас скандалы, нытье. А когда, наконец, заставишь сесть за пись- менный стол, начинает отвлекаться, считать ворон, обманывает, говорит, что ничего не задано. Замучилась я с ним! — сетует мать.
— Ну да! Прямо наваждение какое-то.
Когда в школу поступал, учителя говорили: «Способный мальчик». А сейчас только задачник по математике откроет — сразу лицо тупое, глаза стеклянные. Элементарных вещей не знает! — вторит ей отец.
И, конечно, рефреном звучат вопросы:
— Что делать? Как воспитать в ребенке чувство ответственности?
Но любое лекарство, в том числе психологическое, можно прописать, только правильно установив диагноз. А это не так
просто, как кажется на первый взгляд.

В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО?

Большинство родителей считает, что в основе отказа ребенка готовить уроки лежит обыкновенная лень. Но зачастую тот
же самый «ленивый» ребенок часами что-то мастерит или читает, охотно моет посуду и даже пол, пылесосит квартиру, лепит пирожки... Выходит, дело не в природной лени, а в чем-то другом? Да. Чаще всего за подобной «псевдоленью» скрывается ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ НЕУДАЧИ. Страх настолько сильный, что он затуманивает разум, мешает ребенку сосредоточиться, хаотизирует его поведение. Причем ребенок, в отличие от взрослого, далеко не всегда отдает себе от- чет в том, что с ним происходит. И от этого хаотизируется еще больше. А иные дети, наоборот, от страха затормаживаются, частично или полностью отключаясь от происходящего. Виду них при этом бывает отрешенный, почти безмятежный, хотя никакой безмятежностью там, конечно, не пахнет.
Родители приходят в бешенство. Им кажется, что ребенку на все наплевать: и на оценки, и на замечания учителей, и на
мамины крики. И даже на папин ремень! На самом же деле ребенок очень глубоко травмирован школьными неудачами. Только выражается это не так откровенно, как у детей, которые плачут из-за двоек. И если вовремя эту травму не устранить, у мальчика или девочки может развиться так называемый школьный невроз, чреватый и нервными срывами, и различными психо-соматическими заболеваниями.
Поэтому родителям следует запастись терпением и помогать сыну или дочери готовить уроки. Даже если, по вашему мне- нию, они вполне способны делать их самостоятельно. Поверьте, как только ребята смогут управиться без вашей помощи,
они непеременно от нее откажутся! Всем детям доставляет огромную радость сознание, что они, наконец, «и сами с усами».
Никому не нравится чувствовать себя недотепой и неумейкой. Но трудности, которые испытывает ребенок, часто бывают не объективными (нарушения мышления, пониженная концентрация внимания, дизграфия ит. п.), а субъективными (психологическими). Людям же, не сведущим в детской психологии, может казаться, что это просто капризы.
Вот очень типичный случай. Девятилетний Сеня, на первый взгляд, совсем не волновался из-за того, что его грозят выг-
нать из школы. В классе он считал ворон, дома все время просиживал перед телевизором, уроки делал под страшным нажимом. И при этом с его лица не сходила улыбка! 

Продолжение следует...

0

4

Очень хороший материал и для родителей, и для учителя. Спасибо!

0