Думаю. это может нам всем пригодиться
Глава из книги православных педагога и психолога Медведевой и Шишовой "Что бы ребенок не был трудным".
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Но вот, наконец, долгожданный рубеж перейден. Ваш ребенок — первоклассник. Прозвенел первый звонок. Мамы утерли слезы, набежавшие на глаза при мысли о том, как быстро летит время. Наступили школьные будни.
Неужели главные трудности позади? Эх, если бы так...
Даже для самых подготовленных детей первые месяцы пребывания в школе обычно бывают стрессом. Ребята становятся
раздражительными, тревожными, плачут по пустякам. И это понятно: психологическая нагрузка в школе не сравнима с тем,
к чему ребенок привык в детском саду и уж тем более в семье. В школе и народу гораздо больше (особенно это заметно на переменах, когда все ребята из разных классов высыпают в коридор), и шумно, и очень многое в новинку, и напряжение на уроках сильнее, чем в подготовительной детсадовской группе или в мини-лицее.
Кроме того, не надо забывать, что в саду «подготовишки» были старшими и соответственно ощущали свое превосходство над остальными. А в школе они внезапно оказываются в самом низу возрастной лестницы. Причем над ними не два, не три, не четыре «этажа», а целых десять! Это подавляет. Ребенок теряется, чувствует себя лилипутом в стране буйных, громогласных великанов. В результате первоклассники нередко впадают в школе в состояние некоторой прострации, заторможенности. Оно, это состояние, служит им своеобразной психологической защитой от непосильной нагрузки. Дети могут забывать элементарные вещи, «считать ворон», не отвечать даже на самые простые вопросы учительницы. И если вовремя это не преодолеть, защитная броня может стать почти непробиваемой.
В первом классе тяжело приходится не только непоседам, но и детям, по природе флегматичным, вяловатым. Особенно если у учительницы холерический темперамент. Медлительные дети под напором активного взрослого затормаживаются еще сильнее, а взрослому кажется, что ребенок нарочно тянет с выполнением задания, испытывая его терпение.
Избежать подобных трудностей можно, хотя и непросто. Самое главное, чтобы в начальных классах у ребенка была добрая и, главное, терпеливая учительница. Все остальное приложится. В крайнем случае школу вы потом поменяете.
Следите за собой. Ни в коем случае нельзя создавать ажиотаж в начале учебы: ребенка это травмирует. А то, сходив на собрание, где педагоги стараются нагнать страху на родителей, чтобы те относились к школе ответственно, мамы и бабушки часто впадают в панику. А их нервозность мгновенно передается детям. «Вдруг я что-то забуду, не успею? Вдруг у меня не получится?» — эти вопросы будут преследовать первоклашку круглыми сутками. Он начнет вскакивать по ночам, боясь опоздать в школу. И, разумеется, будет опаздывать, потому что не выспится и утром не сможет быстро собраться. Некоторые дети так волнуются, что не способны съесть на завтрак ни кусочка. А при попытках их накормить у бедняг подступает к горлу тошнота. От голода же (и главное, от страха!) у них начинает кружиться голова.
Они плохо соображают и ляпают ошибку за ошибкой. Таким образом, боязнь неуспеха оказывается вполне оправданной! Круг замыкается. Поэтому остерегайтесь разговоров о том, как трудно учиться в школе, не «гоните волну», иначе она захлестнет с головой всю вашу семью. В главе о медлительных детях я писала, что имеет смысл облегчить их жизнь, покупая им одежду и обувь, не требующие долгого застегивания и зашнуровывания. В первом-втором классах эти принципы, на мой взгляд, целесообразно перенести на всех детей, независимо от их темперамента. Беднягам и так приходится одновременно осваивать в школе столько сложных вещей. Пусть хотя бы в бытовом плане трудностей
будет поменьше.
Теперь о портфеле. Важно приучить ребенка собирать его накануне. Не надо настаивать, чтобы сын или дочка с первых же дней учебы делали это самостоятельно. Поначалу большинство детей тратит на приготовления к школе достаточно много времени, и это может набить оскомину. Однако не берите на себя все сборы целиком. Родителям следует выступать лишь в качестве помощников, а затем — контролеров. Иначе ваши дети окажутся как бы ни при чем.
Отредактировано Starodub (2011-09-06 18:51:33)